ПСО Экстремум
https://forum.extremum.org/

Мотобуксировщик
https://forum.extremum.org/viewtopic.php?f=6&t=7387
Страница 5 из 6

Автор:  Boriska [ 14 мар 2018, 13:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мотобуксировщик

Краткий отчет о результатах применения и эксплуатации.

Итого мотобуксировщику 2 года.

За это время его применяли:

1. Дежурства на мероприятиях.
Бакшеевская масленнца (Московская область) - дежурство на мероприятии, 2016, 2017, 2018 года.
Краткосрочная (каждая по 3 дня), но интенсивная эксплуатация на мероприятиях предполагала, что в течение 3-х дней эта штука возит вещи и людей от машин до места (обычно 2-5 км по лесу), вывозит пострадавших к машине.

На перевозке пассажиров и груза сделано за эти 3 поездки, примерно по 10-30 поездок*2-5 км.
Эвакуация пострадавших - 5 раз.

2. Установка стрелок (2016,17 год и 2018 год).
Установлены стрелки на полигоне Мурино (2016), затем в Матоксе (2017), начали работы по дальним рубежам в Чаще (2018).

3. Учения ПСО 2018 - использовался как транспорт спасательной группы.

4. ПСР 2949 (Зеленогорск, 2018) - использовался ночью для осмотра лыжных трасс, пробег около 25 км.


ВЫВОДЫ:
1. Эффективное средство для зимнего применения.
Хорошие места для применения:
- открытые пространства (болота, редколесье, ), мелкая поросль сосенок на болотах вообще не смущает его, он едет прямо по ним
- дороги, ездит по дорогам хорошо, но если дорога с глубокими колеями, то управление требует навыков
- просеки, просеки идеальны, если не завалены деревьями
- тропы, вполне может ездить по тропам (в отличие от снегохода)
- лыжни
- лед водоемов

С трудом:
- заваленный стволами лес, заваленные стволами просеки, густые заросли - передвигаться можно, но скорость мала и трудозатраты большие, можно использовать как пересечение узких участков
- не любит пересеченную местность (ямы, канавы, бугры), на этих препятствиях (мелких и крутых) приходится останавливаться и выезжать в ручном режиме

Особенности:
- удобство и скорость движения по открытым пространствам зависит от состояния снега. Если снег очень пушистый и его очень много (от 40 см), то приходится дополнительно нагружать нос, а именно сажать пассажира на время в корзинку. В таком варианте проходимость улучшается в разу, но усложняется управление и маневренность.
- чем плотнее снег, тем лучше он едет

2. Грузоподъемность.
В стандартном варианте используем небольшие сани, которые влезают в машину.
Собственно санями в основном и ограничена грузоподъемность и объем.

Для стандартных поездок спасательной группы их вполне хватает. Один управляет - второй сидит.
В транспортном варианте в сани можно посадить двоих комфортно или 3-4 человека "навалом".
При полной загрузке ехать можно по ровному и плавным горкам.

При наличии дополнительных саней, они цепляются следом (цепляли от снегохода) и прекрасно возили с комфортом лежачих пострадавших с сопровождением. Но конечно не по жесткой пересеченной местности, а по полям-тропам.

В целом, по ровной поверхности может везти около 6-8 человек.

3. Горки. Лед/вода. Деревья.

Забирается на горки с уклоном 30 градусов, иногда можно и круче (с разгону заехали на 50 градусов но не до конца).
Спуск - обычные горки без проблем.

Давление на лед создает малое, в связи с чем на льду не проваливается там, где проваливается пешеход. Плавать не умеет (сани плавают). По мелкой воде едет, но не очень хорошо.

Деревья тоньше 40мм может просто давить гусеницей. Актуально для мелкой поросли на болотах.
Но на болотах еще кочки, которые для езды не очень удобны.
Через открытые бревна (лежачие) переезжать не любит, нужно помогать.

4. Экономичность/скорость:
Бак 7 литров бензин 95.
Потребляет около 0,6-1 литра в час. Т.е. на полном баке на 7-10 часов езды.
Мне ни разу не удалось полностью потратить бак. Обычно с собой канистра 5 литров в запас и можно не беспокоиться о топливе.
Скорость движения зависит от местности и водителя.
Максимальная скорость по дороге вполне может быть под 30 кмч, но это уже некомфортно.
Стандартно по хорошей местности около 20 кмч, по снегу, болоту 10-15кмч, но в любом случае минимум в 2 раза быстрее пешехода.

5. Надежность.
Эксплуатировался на Стрелках (особенно в Чаще) в очень жестких условиях бурелома. Вполне цел.

6. Особенности управления.
Главное - для управления требует навыка и опыта. В противном случае скорость движения, физическая нагрузка и количество остановок будет зашкаливать.
Это как сноуборд, когда умеешь - быстро и легко, а когда первый раз - падаешь и т.п.
Но ездить по простым дорожкам можно без подготовки, далее - чем хуже местность, тем опытнее должен быть пилот.

Управление мотобуксировщиком - существенная физическая нагрузка. Это как кататься на лыжах. То есть, вполне себе спортивный снаряд и без правильной техники управления, нагрузка на руки и спину будет высокой и не комфортной.
Управление особенно важно в лесу, где приходится заранее и на ходу просчитывать траекторию движения. т.к. маневренность не столь высока.

7. Экипаж.
На простых участках, дорогах, открытых пространствах можно и одному. В лесу, буреломы, сложный снег, горки - лучше с помощником, т.к. может потребоваться помощь.
Средства безопасности:
Водитель - минимум очки (типа горнолыжных), перчатки и шапка или каска.
Пассажир - очки и шапка, а если ехать по лесу, то и каска.
Вероятность получить веткой в лицо в лесу у пассажира в разы больше, чем у водителя.
Пассажир должен быть готов вылететь из саней при езде по пересеченной местности, т.к. завалиться на бок - вполне штатная ситуация. Обычно достаточно безопасно, просто плавно съезд в сугроб.
Навигацией удобнее заниматься пассажиру.

8. Время суток.
Ездить можно и в темное время. Но в густой лес в темноте соваться не стоит, т.к. сложно выбирать траекторию движения и ветки летят. А по тропам, лыжням, болотам - без проблем.

9. Перевозка. Погрузка.

У меня помещается в автомобиль вместе с санями. Затаскиваем буксировщик, накрываем его санями (они в размер). Для затаскивания в машину есть 2 доски-направляющие.
Можно возить в прицепе.

Разгрузка из моей машины - достаточно 1 человека. Время приведения в готовность для поездки - минут 20 (собрать скрутить).

Погрузка в мою машину:
варианты:
- с земли по доскам - нужно 2 человека (затолкать)
- с ближайшего сугроба по доскам - 1человек (последнее время так использую, т.к. оказалось найти сугроб не проблема)
- с земли по доскам одним человеком - возможно с полиспастом и веревкой

Перевозка внутри автомобиля имеет огромные преимущества по маневренности и отсутствию ограничений на скорость и проходимость (но места немного).

10. Сравнение с снегоходом.

В целом, сравнение с снегоходом некорректное, т.к. снегоход/мотособака - это как комфортный 4-х колесный квадроцикл и кроссовый мотоцикл.

Плюсы снегохода по сравнению с мотобуксировщиком:
- комфортная посадка водителя и пассажира, обогрев
- не высокая физическая нагрузка на водителя
- относительная простота управления
- высокая скорость по открытым пространствам
- задний ход


Плюсы мотобуксировщика по сравнению с снегоходом:
- проедет между деревьями в щель шириной 50-60 см (снегоход нет)
- маневренность в лесу выше снегохода в разы, но требует существенных физических усилий
- не требует обязательного прицепа
- вес в 100 кг, в отличие от 300-500 кг снегохода, позволяет его вытащить из ямы на руках, повернуть/наклонить.
- ремонтопригодность отличная - ломаться почти нечему, дешевые детали
- расход топлива примерно в 10-15 раз меньше снегохода
- цена в 5-10 раз ниже снегохода

Минусы мотобуксировщика:
- требует навыка управления и физической нагрузки на водителя, в сравнении с снегоходам езда не комфортная, а скорее спортивная
- нет удобных сидений, подогрева ног и руля
- умеренная мощность мотора, и соответственно в тяжелых условиях снегоход выедет на более крутую горку и т.п.
- скорость движения ниже, у снегоходов на открытых пространствах может достигать 100 кмч и более.

Форматы применения снегохода/мотобуксировщика.

Для снегохода (конечно в зависимости от моделей), езда по лесу вне открытых пространств крайне нежелательна (только редкий лес, с расстояниями между деревьями - 10-15 метров и более). Канавы и бугры - серьезные препятствия.
Но отлично ездить по открытым пространствам, дорогам, льду, просекам.

В целом, везде, где проедет снегоход, проедет и мотособака. Но на снегоходе будет быстрее и комфортнее.

В дополнение к снегоходу мотособака проедет:
- редколесье с расстоянием между деревьями менее 7 метров (теоретически до 3м)
- узкие проезды, тропы и лыжни (50см), т.е. там, где пройдет человек или лыжник, проедет и мотобуксировщик
- в местах, где требуется резкое маневрирование (между деревьями, ямами и т.п.)


Выводы: Использование в спасательной деятельности мотобуксировщика вполне эффективно.
В идеале, для зимних ПСР/работ/стрелок нужно иметь и снегоход и мотобуксировщик, возлагая на них посильные задачи.

Автор:  sansan [ 14 мар 2018, 15:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мотобуксировщик

Как я понял у него катковая подвеска,а как он интересно бы повел себя со склизовой ?)))

Автор:  Boriska [ 14 мар 2018, 15:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мотобуксировщик

sansan писал(а):
Как я понял у него катковая подвеска,а как он интересно бы повел себя со склизовой ?)))

подвеска у него заменяемая, есть и склизовый вариант, но он не для наших условий эксплуатации.

Автор:  SMart [ 14 мар 2018, 16:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мотобуксировщик

Boriska писал(а):
есть и склизовый вариант, но он не для наших условий эксплуатации.

Чем склизовая хуже? (кроме того, что она дороже)

Какие были неисправности / поломки и т.п. за этот пробег?
Какое потребовалось регламентное обслуживание?
Более мощные варианты (13 л.с.) имеют смысл? Ты выбирал (размер / мощность) исходя из размеров салона твоего авто или из чего?

Автор:  Boriska [ 14 мар 2018, 16:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мотобуксировщик

SMart писал(а):
Чем склизовая хуже? (кроме того, что она дороже)

Она наоборот дешевле. В склизовой подвеске нет роликов, там гусеница скользит по по пластине.
Это означает, что ездить такая подвеска может только по чистому снегу (снег как смазка), то есть при жестком насте и льде или при наличии веток и палок - уже будет повышенное трение и износ и сгорит.

Склиз - это дешевый вариант для буксировщиков по заснеженному льду и легких условий эксплуатации.

Например на катках можно по траве ехать без проблем, преодолевая вытаявшие участки (а то и летом), а склиз так не может.
И липкий снег забивает склизы напрочь. Хотя для скорости склизы легче.

Но в моей модели можно менять подвеску, она продается отдельно и ставить то или это в зависимости от необходимости. Перестановка подвески - 20-30 минут.

Автор:  Boriska [ 20 мар 2018, 00:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мотобуксировщик

Несколько отчетов по установке стрелок.

17.03
район Чащи (101 км)
установка стрелок
экипаж - 2 человека

Итого 31,96 км пути.
Максимальная скорость 34 км/ч :) время в движении 02:49; время остановок 03:25.
Средняя скорость в движении при имеющихся погодных условиях и болотистой малозаросшей местности 11,3 км/ч.

На 32 км пути, ушло около 3л бензина (т.е. примерно 1 литр в час).

Руль мотособаки удобно использовать как лестницу при установке стрелок

Вложения:
IMG_20180317_155235.jpg
20180317_145327.jpg
20180317_170133.jpg
20180317_150618.jpg

Автор:  JMnemonick [ 03 апр 2018, 20:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мотобуксировщик

Кстати, не так давно видел сравнения двух схем...
Одна - мотобуксировщик как тягач.
Вторая - мотобуксировщик как толкатель.

Мне кажется, что как толкатель - намного лучше, особенно в рыхлом снегу, так как корыто, которое идет первым - укатывает снег для мотобуксировщика. Что положительно сказывается на проходимости.

Не пробовали такой вариант?

Автор:  Николай Корсар [ 03 апр 2018, 22:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мотобуксировщик

А где тогда располагается водитель если корыто впереди?

Автор:  Boriska [ 03 апр 2018, 23:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мотобуксировщик

JMnemonick писал(а):
Кстати, не так давно видел сравнения двух схем...
Одна - мотобуксировщик как тягач.
Вторая - мотобуксировщик как толкатель.

Мне кажется, что как толкатель - намного лучше, особенно в рыхлом снегу, так как корыто, которое идет первым - укатывает снег для мотобуксировщика. Что положительно сказывается на проходимости.

Не пробовали такой вариант?


Смотреть на youtube.com


Есть такой варинт. Требует покупки модуля управления ценой в 25 тр
И сразу вопрос - одно пассажирское место пропадает. Нужны еще одни сани

Автор:  JMnemonick [ 04 апр 2018, 10:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мотобуксировщик

Николай Корсар писал(а):
А где тогда располагается водитель если корыто впереди?


Коля, вот хорошее видео...
Мне как то логичным показалось.

Смотреть на youtube.com


А по поводу вторых саней...
Волокуши вроде же не очень дорогие... около 3500 рублей.

А в общем - получается, как задачка про буксир, который тащит баржу.
Был вопрос - что легче - тянуть баржу или толкать.
Так вот легче - толкать...

Страница 5 из 6 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/